Неточные совпадения
Конечно, они не высказывали этого публично и даже в точности исполняли обрядовую сторону
жизни, но это была только внешность, с помощью которой они льстили
народным страстям.
Проживя бо̀льшую часть
жизни в деревне и в близких сношениях с народом, Левин всегда в рабочую пору чувствовал, что это общее
народное возбуждение сообщается и ему.
— Это — больше, глубже вера, чем все, что показывают золоченые, театральные, казенные церкви с их певчими, органами, таинством евхаристии и со всеми их фокусами. Древняя,
народная, всемирная вера в дух
жизни…
— К народу нужно идти не от Маркса, а от Фихте. Материализм — вне
народной стихии. Материализм — усталость души. Творческий дух
жизни воплощен в идеализме.
Такие
народные памятники — те же страницы истории, но тесно связанные с текущею
жизнью.
В них успело развиться и закоренеть индивидуальное и семейное начало и не дозрело до
жизни общественной и государственной или если и созрело когда-нибудь, то, может быть, затерялось в безграничном размножении
народной массы, делающем невозможною — ни государственную, ни какую другую централизацию.
Революция огромный опыт в
жизни народной, и она оставляет неизгладимые социальные последствия.
Духовный голод, пророческие предчувствия, мистическая углубленность на вершинах православия в иных сторонах нашего сектантства и раскола, в странничестве — другой образ
народной религиозной
жизни.
Демократия, как ценность, есть уже образовавшийся
народный характер, выработанная личность, способная обнаружить себя в национальной
жизни.
А это значит, что русская мысль и русская
жизнь должны быть радикально освобождены от мертвенных и мертвящих сторон славянофильства, не только официального, но и
народного.
Пусть
жизнь народная развивается изнутри, в соответствии с реальным бытием нашим!
Идея, смысл раскрывается в личности, а не в коллективе, и
народная мудрость раскрывается на вершинах духовной
жизни личностей, выражающих дух
народный.
В
народной русской
жизни апокалиптические переживания, погружавшие в тьму, доводили до самосожжения и до истребления всякого бытия.
Недра русской
жизни не где-либо, а везде, везде можно открыть глубину
народного духа.
Духовная сытость, охранение старого, бытовое и внешне-обрядовое понимание христианства — один образ
народной религиозной
жизни.
И мы имеем все основания полагать мировую миссию России в ее духовной
жизни, в ее духовном, а не материальном универсализме, в ее пророческих предчувствиях новой
жизни, которыми полна великая русская литература, русская мысль и
народная религиозная
жизнь.
Тридцать лет тому назад Россия будущего существовала исключительно между несколькими мальчиками, только что вышедшими из детства, до того ничтожными и незаметными, что им было достаточно места между ступней самодержавных ботфорт и землей — а в них было наследие 14 декабря, наследие общечеловеческой науки и чисто
народной Руси. Новая
жизнь эта прозябала, как трава, пытающаяся расти на губах непростывшего кратера.
Помирятся ли эти трое, померившись, сокрушат ли друг друга; разложится ли Россия на части, или обессиленная Европа впадет в византийский маразм; подадут ли они друг другу руку, обновленные на новую
жизнь и дружный шаг вперед, или будут резаться без конца, — одна вещь узнана нами и не искоренится из сознания грядущих поколений, это — то, что разумное и свободное развитие русского
народного быта совпадает с стремлениями западного социализма.
На славянофилах лежит грех, что мы долго не понимали ни народа русского, ни его истории; их иконописные идеалы и дым ладана мешали нам разглядеть
народный быт и основы сельской
жизни.
В известный год моей
жизни, который я считаю счастливым, я пришел в соприкосновение и вступил в общение с новой для меня средой
народных богоискателей, познакомился с бродячей
народной религиозной Россией.
«
Народных заседаний проба в палатах Аглицкого клоба». Может быть, Пушкин намекает здесь на политические прения в Английском клубе. Слишком близок ему был П. Я. Чаадаев, проводивший ежедневно вечера в Английском клубе, холостяк, не игравший в карты, а собиравший около себя в «говорильне» кружок людей, смело обсуждавших тогда политику и внутренние дела. Некоторые черты Чаадаева Пушкин придал своему Онегину в описании его холостой
жизни и обстановки…
Народные искатели Божьей правды хотели, чтобы христианство осуществилось в
жизни, они хотели большей духовности в отношении к
жизни, не соглашались на приспособление к законам этого мира.
Смутная эпоха, которая потрясла всю русскую
жизнь, меняет
народную психику.
Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в
жизни народной, ни на одной эпохе утешительной».
Наша философия должна развиться из нашей
жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих интересов нашего
народного и частного бытия».
История русского народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской
жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность
народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Русские люди из
народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла
жизни.
Среди яркой и оживленной мелодии, счастливой и свободной, как степной ветер, и как он, беззаботной среди пестрого и широкого гула
жизни, среди то грустного, то величавого напева
народной песни все чаще, все настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота.
Не стану беседовать с вами об этом
народном горе, тогда несказанно меня поразившем: оно слишком тесно связано с жгучими оскорблениями, которые невыразимо должны были отравлять последние месяцы
жизни Пушкина.
Может ли быть допущена идея о смерти в тот день, когда все говорит о
жизни, все призывает к ней? Я люблю эти
народные поверья, потому что в них, кроме поэтического чувства, всегда разлито много светлой, успокоивающей любви. Не знаю почему, но, когда я взгляну на толпы трудящихся, снискивающих в поте лица хлеб свой, мне всегда приходит на мысль:"Как бы славно было умереть в этот великий день!.."
Концерты европейские продолжают разыгрываться без него, как разыгрывались при нем, а
жизнь народная продолжает по-прежнему свое течение, особо от концертов.
В газете наряду со сценами из
народного быта печатались исторические и бытовые романы, лирические и юмористические стихи, но главное внимание в ней уделялось фактам и событиям повседневной московской
жизни, что на газетном языке называлось репортажем.
Исследований не оказалось; но зато оказалось возможным простоять всю остальную
жизнь, более двадцати лет, так сказать, «воплощенной укоризной» пред отчизной, по выражению
народного поэта...
Но то лицо, о котором выразился
народный поэт, может быть, и имело право всю
жизнь позировать в этом смысле, если бы того захотело, хотя это и скучно.
Он верит теперь, что царство бога наступит тогда, когда люди будут исполнять 5 заповедей Христа, именно: 1) жить в мире со всеми людьми; 2) вести чистую
жизнь; 3) не клясться; 4) никогда не противиться злу и 5) отказываться от
народных различий».
Одно состояние, нажитое торговлей предметами, необходимыми для народа или развращающими народ, или биржевыми операциями, или приобретением дешевых земель, которые потом дорожают от нужды
народной, или устройством заводов, губящих здоровье и
жизни людей, или посредством гражданской или военной службы государству, или какими-либо делами, потворствующими соблазнам людей, — состояние, приобретаемое такими делами не только с разрешения, но с одобрения руководителей общества, скрашенное при этом показною благотворительностью, без сравнения более развращает людей, чем миллионы краж, мошенничеств, грабежей, совершенных вне признанных законом форм и подвергающихся уголовному преследованию.
«Толстой пришел к убеждению, что мир был грубо обманут, когда людей уверили, что учение Христа «не противься злу или злом» совместимо с войной, судами, смертною казнью, разводами, клятвой,
народными пристрастиями и вообще с большинством учреждений гражданской и общественной
жизни.
— Скажите-ка, père Joseph, лучше что-нибудь о себе, как вы провели эти годы? Моя
жизнь не удалась, побоку ее. Я точно герой наших
народных сказок, которые я, бывало, переводил вам, ходил по всем распутьям и кричал: «Есть ли в поле жив человек?» Но жив человек не откликался… мое несчастье!.. А один в поле не ратник… Я и ушел с поля и пришел к вам в гости.
— Это, — отвечаю, — очень интересно, но ведь от нас не этих соображений требуют. От нас ждут соображений: что можно сделать для
народного здоровья в тех средствах, в каких находится нынче
жизнь народа.
Беркутов. Положим, что между ними есть люди и неглупые, но ведь у вас только могут они занять опытность, знание
жизни народной и нужд здешнего края. Нет, если б я стал служить здесь…
Напрасно приверженцы старой Руси утверждают, что то, что внесено в нашу
жизнь Петром, было совершенно несообразно с ходом исторического развития русского народа и противно
народным интересам.
Не говоря о других сторонах
жизни народной, при Алексее Михайловиче стали бояться влияния иностранцев даже в религиозном отношении.
Да, Петр разрешил вопросы, давно уже заданные правительству самою
жизнью народной, — вот его значение, вот его заслуги.
Вообще, из рассмотрения множества фактов, относящихся к внутреннему состоянию России пред Петром, оказывается несомненно, что сближение с иноземцами и заимствование от них обычаев мало-помалу являлось в народе вовсе не вследствие административных мер, а просто само собою, по естественному ходу событий и
жизни народной.
Оттого, разумеется, что военное искусство, точно так же, как и все другое, не может быть усовершенствовано сепаратно, без всякого отношения к другим предметам управления и
жизни народной.
И не вживаются они, знаете, в обыкновенную
жизнь, в
народное.
Одним словом, в описаниях красавицы в
народных песнях не найдется ни одного признака красоты, который не был бы выражением цветущего здоровья и равновесия сил в организме, всегдашнего следствия
жизни в довольстве при постоянной и нешуточной, но не чрезмерной работе.
Спешим прибавить, что композитор может в самом деле проникнуться чувством, которое должно выражаться в его произведении; тогда он может написать нечто гораздо высшее не только по внешней красивости, но и по внутреннему достоинству, нежели
народная песня; но в таком случае его произведение будет произведением искусства или «уменья» только с технической стороны, только в том смысле, в котором и все человеческие произведения, созданные при помощи глубокого изучения, соображений, заботы о том, чтобы «выело как возможно лучше», могут назваться произведениями искусства.; в сущности же произведение композитора, написанное под преобладающим влиянием непроизвольного чувства, будет создание природы (
жизни) вообще, а не искусства.
Но и после того как этот бедный юноша, бесплодно потратив здесь лучшие годы своей
жизни, был осужден на вечное отсюда изгнание и ни у
народной, ни у государственной России не осталось ничего, в чем бы она хотела считаться с отвергнутым ею искреннейшим социалистом и демократом, известная петербургская литературная партия еще не хотела покончить с ним своих счетов. Самый арест его считали или по крайней мере выдавали за подвох и после высылки его предсказывали «второе его пришествие во славе его»…
Об известной в свое время красавице Ал. Льв. Бржесской я могу только сказать, что она была дочерью красивой вдовы Добровольской, у которой было два сына, служивших: один в Черноморском флоте, а другой в Петербурге в министерстве
народного просвещения. Полагаю, что Ал. Фед., женившись на Добровольской и получивши за нею 30 тыс. приданого, скоро вышел в отставку и уехал с женою за границу. Как молодая чета смотрела в то время на
жизнь, можно судить из следующего его рассказа за послеобеденной чашкой кофе.